Эстетика века

Экономические и социальные перевороты, набирающий мощь технический прогресс в конце в. Общим знаменателем мировоззренческих споров, разгоревшихся в в. Политики, философы, теоретики искусства отмечали, что безвозвратно уходят в прошлое не только прежние формы быта, социально-политической организации общества, но и сама система духовных ценностей требует радикального пересмотра. Кризисность -основная характеристика культуры ХХ в. Фиксация кризиса в сознании людей, современной им эпохи, может быть дана не только в философских понятиях и в общественном настроении, отмеченном пессимизмом, но и в конкретных художественно-поэтических произведениях. Искусство всегда выступает как наиболее яркий показатель едва наметившихся, еще неосознаваемых тенденций в культуре, поскольку оно связано не столько с внешними формами, сколько с ментально-духовным уровнем. Кризис искусства выступает как симптом общекультурного надлома, и, как правило, знаменует смену стилей, отмирание старых и зарождение новых эстетических канонов, в результате чего, изменяются механизмы и формы реализации ценностей. Развитие искусства в. Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайшем потрясении его тысячелетних оснований.

/ эстетика

В миг высшей жизни она в нас страждет, ждет нас и жаждет — и плачет в нас Даже через образ смерти композитор утверждает красоту жизни. Для трагедии смерть — момент истины, когда отчетливей проступают правда и фальшь, добро и зло, сам смысл человеческого существования. Большое искусство всегда нетерпеливо ждет грядущего. То, что Гегель называл трагической виной героя, есть удивительная способность жить, не приноравливаясь к несовершенству мира, а исходя из представлений о жизни, какой она должна быть.

Это чревато пагубными последствиями:

Эстетические понятия в ходе художественного развития человечества нередко перерастают в категории. Прелестное использовалось искусством Возрождения как аргумент против Ужасное внушает не страх, а ужас.

Эстетическое — системообразующая метакатегория эстетики 2. Проблема прекрасного в эстетике. Прекрасное и безобразное 3. Эстетическое прекрасное в истории эстетики, прекрасное и польза, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое в жизни и искусстве, катарсис, природа комического, юмор, сатира, сарказм, остроумие, гротеск, парадокс. В эстетике есть категория, которая выступает как метакатегория науки — это категория эстетического.

Система эстетических категорий, предложенная Е. Яковлевым выглядит следующим образом: Система эстетических категорий, предложенная Ю. Боревым, включает в себя следующие типы:

Электроника Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация Экологические группы птиц Астраханской области: Современная эстетика находится в ситуации подготовки к новому уровню и этапу самосознания.

мании ужасание перед безобразным и страх/интерес/преклонение перед эстетике долгое время оставалась оппозиционной по отношению к кате- зирует безобразное в природе, в духовной сфере и в искусстве (а также.

В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т. Эстетический опыт, присущий человеку с глубокой древности, получил свое первоначальное выражение в протоэстетической практике архаического человека — в первых попытках создания тех феноменов, которые сегодня относятся к сфере искусства, в стремлении украсить свою жизнь, предметы утилитарного потребления и т.

В дальнейшем эстетический опыт и эстетическое сознание наиболее полно воплощались в искусстве, культовых практиках. Уже в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции стали появляться специальные трактаты по искусству и философские тексты, где эстетические проблемы поднимались до уровня теоретического осмысления. Концепции возникновения космоса греч.

Вполне закономерно, что эстетика как наука возводит свою историю именно к этим опытам древней мысли. Основная терминология и главные понятия эстетики в европейско-средиземноморском ареале сложились в Древней Греции. Исторически в центре эстетики всегда стояли две главные проблемы: Эстетика как философия искусства и прекрасного — традиционные клише классической эстетики, восходящие к Античности.

. Другие эстетические категории

Дегуманизация искусства Испанский философ Х. В конечном счете констатируемые им новое искусство и новый способ его восприятия в европейском искусстве начала века формируются из потребности противостоять процессу омассовления. Этот исходный импульс нового искусства, связанный с сопротивлением массовому вкусу, делает, как доказывает Х. Ортега-и-Гассет, все новое искусство и непопулярным, и маргинальным, чего в веке счастливо избежал романтизм, поначалу столкнувшийся именно с таким конфликтом.

ослаблением мифического страха благодаря пробуждению субъекта реализуются искусстве, таким образом, Т. Адорно относит дисгармоническое и.

фобии условно можно подразделить на две большие группы - страх трансцендентный и страх бытия. Первая группа обладает надличностной сущностью, образ которой всё более размывается по мере возрастания степени абстрагирования и приобретает черты символа. Вторая группа, в свою очередь, условно разделяется на фобии с психофизической обусловленностью и символически-бытийственные фобии. Под символически-бытийственными фобиями диссертант подразумевает фобии, выражающие смыс-лообразующие тенденции бытия как конкретно-исторической эпохи, так и конкретного общества, общности, группы людей, выражаемые чувственно-эмоционально, и представляющие ценностно-значимые основания бытия для данных групп.

фобии психофизического характера исследуют медицина, психиатрия и психология, кроме того, к ним можно отчасти отнести фобии, связанные с мен-тальностью человека, что приводит к перетеканию фобий на символический план социального бытия, где символические фобии зависят от социокультурных параметров и являются предметом анализа для философии, эстетики, этики, культурологии и т. Эстетические проявления фобий в ходе эволюционного процесса меняются как по форме предъявления, так и по своей смысловой сущности, всё более дифференцируясь и приобретая массовый характер 4.

Каждая конкретно-историческая эпоха приводит к формированию нового ряда фобий, связанных с социокультурными изменениями.

Трагическое

Прекрасное для древнегреческих философов — это не субъективное представление и не иллюзия, это реальность. Красота здесь выступает как мера, а мера всего — человек. Аристотель подчеркивал единство прекрасного и доброго, эстетического и этического. Аристотель трактует прекрасное как доброе, которое приятно тем, что оно благо.

геровским «забеганию-в-смерть», «ничто», «страх» и т.д. Учение кризиса буржуазного общества, его философия и эстетика получили большое.

Ею обозначают ту область неутилитарных субъект-объектных отношений, которая связана с антиценностью, с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения и т. В отличие от главных категорий эстетики эстетического, прекрасного, возвышенного, трагического, комического она имеет сложный опосредованный характер, ибо определяется обычно только в отношении к другим категориям как их диалектическое отрицание или как интегральная антиномическая составляющая прекрасного, возвышенного, комического.

Наиболее активно разрабатывалась в сфере имплицитной эстетики с древнейших времен, где осмысливалась в двух аспектах: Еще в греко-римской античности было замечено, что безобразное как антипод прекрасного проявляется практически во всех сферах бытия: Линия этой традиции сохранилась до ХХ в. Более сложный характер имеет историческое осмысление безобразного в искусстве.

Уже Аристотель узаконивает его место в различных искусствах. В контексте своей теории мимесиса он признавал, что изображение безобразных предметов трупов, отвратительных животных допустимо в живописи, ибо доставляет удовольствие самим фактом искусства — искусного подражания.

Эстетика и теория искусства века. Хрестоматия ( Коллектив авторов)

Введение Слово"эстетика"- одно из наиболее употребимых в нашей повседневной жизни, рассеяно в разных ее сферах. Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике фильма, эстетике интерьера и т. Как известно, понятие эстетики обозначает и философскую науку об искусстве. Многообразие использования слова"эстетика" за пределами науки - свидетельство широкой содержательности этого понятия, длительного исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси.

При всем различии его употребления на обыденном и профессиональном уровне"эстетика интерьера","эстетика спектакля" это понятие обозначает некий единый принцип, обобщающее чувственно- выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы.

атральной эстетике М.Волошина, представлениям об искусстве лиде- ственников и последователей мы видим только одно – страх перед.

Определение реакций опор и моментов защемления Специфика эстетического отношения к действительности. Эстетика — это раздел философии изучающий особенности чувственного эстетического восприятия мира, а также сущность искусства, как одной из форм эстетического освоения действительности. Чувственно-эстетическое восприятие мира включает в себя способность переживать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, получая определенное наслаждение, удовлетворение от созерцания этих явлений.

Эстетическое созерцание предполагает особый, отстраненный взгляд на мир. Например, ситуация, связанная с риском для жизни, не вызывает ничего кроме чувства ужаса и страха, если человек реально подвергается опасности; если та же ситуация показывается в произведении искусства, то переживание этих эмоций сопровождается определенным эстетическим удовлетворением.

Мы смотрим на все это как бы со стороны. Произведение искусства дает возможность переживать определенные эмоции, в то же время, сохраняя дистанцию с объектом. Это переживание оказывает на человека катарсическое, очищающее воздействие, вызывающее эстетическое удовлетворение. Эстетическое восприятие мира является проявлением способности к практически-незаинтересованному, отстраненному отношению человека к миру, то есть является проявлением экзистенциальной свободы, свободы человека по отношению к окружающим его явлениям.

Фундаментальной категорией эстетики является категория"эстетическое".

Современное искусство: эстетика и энергетика